Проверить КБМ по базе через РСА

Начиная с 2015 года, в действие вступило правительственное постановление о введение особой системы поощрений аккуратных автоводителей – коэффициент бонус-малус (КБМ). Рассмотрим подробнее, что это такое, и как данный коэффициент влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО, и ряд других нюансов, касающихся системы КБМ.

Что такое КБМ и как он рассчитывается

Учёт страховой истории всех водителей, управляющих автотранспортными средствами на территории России, ведётся с начала 2015 года. Для её статистического отражения и упрощения учёта был введён специальный коэффициент — «бонус-малус», или, сокращённо, КБМ. Он представляет собой систему классификации, в которой каждый автовладелец занимает определённое положение в рейтинговой таблице. В зависимости от этого, рассчитывается и стоимость полиса ОСАГО для каждого конкретного гражданина. Базовая цена страховки меняется в большую или меньшую сторону, в зависимости от личного показателя КБМ.

Классы в системе КБМ присваиваются в зависимости от количества автомобильных происшествий, произошедших за истекший календарный год по вине гражданина. Каждый автомобилист, впервые оформляющий страховку ОСАГО, получает по умолчанию 3-й класс в системе коэффициентов. Это означает, что пока в его активе нет никаких ДТП, произошедших по его вине, но также нет и стажа безаварийной езды. Стоимость полиса при оформлении ОСАГО для таких новичков будет равна базовой ставке.

Каждая авария, виновником которой стал автовладелец, снижает его класс. В зависимости от тяжести происшествия, и величины выплаченных страховщиком компенсаций, снижение происходит на 2-6 пунктов. Количество ДТП, которые совершил гражданин, суммируется, в результате чего снижается и его коэффициент безаварийной езды. На следующий год полис автострахования обойдётся такому водителю значительно дороже.

В качестве примера возьмём случай, когда гражданин, имеющий базовый, 3-й уровень в классификации, совершает автомобильную аварию. В результате его личный класс КБМ понижается до 1 уровня. Если же таким автовладельцем за истекший год совершается 2 и более ДТП, то он вносится в чёрный список, и ему присваивается класс «М». Данная категория в системе классификации автостраховщиков означает, что данный гражданин «особо опасный», то есть, склонен к совершению ДТП. Для 1-го класса полис обойдётся на 55%, а для класса «М» – 145% дороже его базовой стоимости.

Соответственно, подобный клиент является потенциальным источником убытков для страховой компании, и полис ОСАГО будет продаваться ему со значительными надбавками. За безаварийную же езду наоборот, предусматривается поощрение в виде повышения рейтинга на 1 пункт ежегодно. Цена полиса при этом будет снижаться на 5%, при каждом повышении класса на одну позицию. При достижении водителем самого высшего, 13 класса в системе учёта безаварийной езды, он может получить 50-процентную скидку при приобретении страхового полиса.

Онлайн проверка коэффициента бонус-малус на сайте РСА

Страховая история, согласно требованиям законодательства, заводится на каждого автовладельца, оформляющего страховку ОСАГО. Информация о классе каждого водителя хранится в единой базе данных Союза автостраховщиков (РСА). В обязанности этой организации вменяется отслеживание и фиксирование личной страховой истории каждого водителя.

На официальном сайте РСА каждый автовладелец может в онлайн-режиме узнать свой класс КБМ, ознакомиться с историей изменения страхового рейтинга в системе ОСАГО. Вся процедура занимает 3-5 минут, и выполняется в несколько этапов:

  1. Сначала потребуется зайти на официальный сайт РСА, располагающийся по электронному адресу autoins.ru.
  2. Далее нужно зайти в разделе ОСАГО.
  3. В открывшемся окне выбираем подраздел «Расчёт стоимости».
  4. Затем заходим в подпункт «Проверить КБМ», и на экране открывается электронная форма для заполнения.
  5. В систему понадобится ввести паспортные данные автовладельца, номер водительского удостоверения, и дату, на которую необходимо получить информацию.
  6. После внесения необходимых сведений в идентификационную систему, пользователь получает запрашиваемые данные.

Как восстановить КБМ

Снижение или повышение класса КБМ предусмотрено исключительно по итогам прошедшего года, и зависит от того, совершал ли за это время водитель ДТП по своей вине, или нет. Но, несмотря на строгую систему учёта страховой истории, бывают ситуации, когда рейтинг автомобилиста понижается без каких-либо видимых оснований. Это происходит не только из-за электронных сбоев в автоматизированной системе, но и по иным причинам:

  • Владелец автомобиля сменил водительские права, либо свои паспортные данные. В результате электронная система начинает распознавать его как новичка, и ему присваивается начальный, 3-й класс.
  • Страховая компания, клиентом которой является водитель, вовремя не внесла в единую базу данные о его безаварийной езде. По этой причине, класс водителя не был поднят на положенный 1 пункт.

Чтобы устранить ошибку, гражданину следует обратиться в свою страховую фирму, или непосредственно в Союз автостраховщиков. Подать заявку можно при личном посещении офиса компании-страховщика, либо на официальном интернет-сайте. Обращение должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, после чего рейтинг заявителя поднимается на положенное количество пунктов.

При обращении в РСА следует понимать, что Союз не вправе самостоятельно вносить изменения в базу данных. После получения зявления они обратятся в страховую компанию, клиентом которой является заявитель. После этого обращения страховщик производит перепроверку сведений, по итогам которой отправляет отчёт в РСА. Когда класс КБМ будет повышен, автовладелец вправе обратиться к своему страховщику с требованием проведения перерасчёта стоимости приобретённого им полиса ОСАГО.

Как сохранить его в случае ДТП

Разница в стоимости полиса для аккуратных водителей и лихачей, попадающих в аварии, бывает весьма существенной. В качестве примера возьмём базовую стоимость страховки в 5 000 рублей. С учётом коэффициента бонус-малус, самые аккуратные автовладельцы, имеющие 13-й класс, смогут рассчитывать на скидку в 50%. То есть, ОСАГО для таких водителей обойдётся уже не в 5 000, а всего в 2 500 рублей.

Правда, на сегодня таких водителей попросту не существует, и появиться они смогут не ранее 2025 года. Связано это с тем, что учёт страховой истории был введён только в 2015, а за каждый безаварийный год прибавляется только по 1 пункту в системе КБМ. Соответственно, при начальном 3-м классе, рост до 13-го класса произойдёт не ранее 2025 года.

Гражданам, рейтинг которых опустился до предельного уровня «М», полис будет продаваться уже со 145% наценкой, то есть, примерно за 12,2 тысячи рублей. Разница весьма существенная, поэтому перед автомобилистами встаёт вопрос – как можно сохранить свой коэффициент при попадании в ДТП. Снижение коэффициента КБМ происходит после каждого ДТП с участием владельца полиса ОСАГО, но лишь в случае, если виновником автомобильной аварии признан он сам. Если же виноватой в аварии признана противоположная сторона, то никаких санкций в виде снижения рейтинга к автовладельцу применено не будет.

В ситуации, когда водитель сам виноват в ДТП, имеется возможность миновать снижение коэффициента КБМ. Для этого потребуется договориться с пострадавшей стороной об урегулировании конфликта без привлечения сотрудников ГИБДД или страховых комиссаров. Допустим, в результате инцидента был причинён незначительный ущерб – поцарапана краска, разбито зеркало и т.д.

В подобной ситуации виновнику целесообразнее самостоятельно оплатить этот мелкий ремонт, не прибегая к услугам страховой компании. «Разорившись» на 3-5 тысяч рублей, он сэкономит на штрафе за нарушение ПДД, и на снижении своего личного коэффициента бонус-малус. Кроме того, участники мелкого ДТП избежит различной бумажной волокиты с оформлением всей документации, необходимой для страховых выплат.

Можно ли самому узнать класс КБМ

Узнать свой класс КБМ каждый автовладелец может самостоятельно, как при личном посещении страховщика, так и в онлайн-режиме. Необходимо это, прежде всего, для контроля над правильностью расчёта стоимости полиса специалистами страховых организаций. Со слов автомобильных юристов, приблизительно в каждом третьем случае при произведении таких расчётов допускаются преднамеренные или случайные ошибки. Неудивительно, что большинство из них совершаются в сторону увеличения цены ОСАГО.

Узнать свой рейтинг автовладелец может непосредственно при покупке страховки в офисе компании. Зная свой КБМ, он, используя соответствующую таблицу, может самостоятельно рассчитать и правильную цену полиса, исходя из его базовой стоимости. При помощи интернета каждый гражданин также может узнать свой личный коэффициент в онлайн-режиме, на сайте РСА, или своей страховой организации, описанным выше способом. Неоспоримое удобство последнего варианта состоит в отсутствии необходимости личного посещения офиса страховщика, и возможности узнать интересующую информацию в любое время.

Заключение

Коэффициент КБМ, введённый относительно недавно, уже неплохо зарекомендовал себя как одно из средств повышения дисциплины на дороге и соблюдения ПДД. Аккуратное вождение в этом случае позволяет не только обойтись без штрафов, но и получить дополнительное материальное поощрение в виде снижения стоимости полиса ОСАГО.